Новости

20.08.2021 16:57

Правда или вымысел? Девять популярных утверждений о мозге

Мозг, несмотря на многолетние исследования, до сих пор наименее понятный орган. Вопросы, связанные с его работой, не только интересны, но и практически применимы. Поэтому мы поговорили с доцентом медико-биологического факультета ВГУ Валерием Сулиным, чтобы подтвердить или развенчать распространённые утверждения о мозге.

1. Нервные клетки мозга не восстанавливаются.
Ложь

Мозг обладает уникальной пластичностью. Процессы образования, развития и дифференцирования синапсов (место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой) происходят постоянно.

Большинство нейронов живут на протяжении всего онтогенеза – индивидуального развития организма. Долгое время считали, что нейроны после их созревания не способны к делению. Отсюда выражение «нервные клетки не восстанавливаются». Однако нейробиолог Фернанд Нотебом обнаружил нейрогенез (образование новых нейронов) у взрослых птиц: у канареек и зябликов нейроны появлялись при заучивании новых песен. Кроме того, нейробиолог Элизабет Гуд с коллегами из Принстонского университета ещё в 1990-х годах доказали, что в головном мозге взрослых млекопитающих, в том числе у приматов, образуются новые нейроны.

2. Мы используем только 10% мозга.
Ложь

Головной мозг – это 10 в 11-й степени нейронов. Язык общения между клетками, между нейронами и клетками, органами происходит на двух уровнях: путём электрохимического возбуждения (процесс, когда нервные клетки генерируют электрический потенциал) и биохимического процесса (когда выделяются особые вещества – медиаторы, с помощью которых клетки оказывают регуляцию и передают информацию). На самом деле, получается, что нервные клетки не могут все сразу объединиться в нечто целое, быть активными, синхронизировать работу. Напротив, каждая регуляция, каждая деятельность обеспечивается взаимодействием определённого количества нейронов. Они располагаются на разных уровнях и вовлекаются в процесс возбуждения, формируя функциональную констелляцию (взаимодействие) нейронов специфическим образом.

Как можно судить о том, что мы используем 10% потенциала мозга? Например, есть психологические исследования, которые оценивают уровень IQ. Человек с высоким уровнем считается исключительным. В зависимости от этого уровня становится понятно, какими возможностями обладает обычный человек. Но каждую функциональную систему формируют определённые группы нервных клеток, и это небольшое количество. В каждый конкретный момент времени в некую констелляцию нейронов, которые выполняют определённую функцию, вовлекается только ограниченное количество нервных клеток. Остальные занимаются другими процессами (например, регулируют работу внутренних органов). Мы не осознаём, как регулируются сердечная деятельность, моторика желудочно-кишечного тракта, артериальное давление – в этом нет необходимости. Есть интересная закономерность: когда человек что-то выполняет впервые, в этот процесс вовлекается большее количество нейронов, нежели когда мы автоматизируем тот или иной процесс – тогда происходит минимизация. То есть в эту управляющую систему включается только необходимое минимальное количество клеток, а остальные исключаются из этого процесса. Поэтому дело не в количестве нейронов, которые работают, а в их эффективности.

3. Для нормального функционирования мозга необходимо ежедневно спать не менее 8 часов.
Индивидуально

Сон – это неоднородное функциональное состояние. Есть фазы быстрого и медленного сна. Оказалось, что в разные фазы активность головного мозга разная. В фазу медленноволнового сна организм отдыхает. Но она сменяется фазой быстрого движения глаз, и активность головного мозга может быть больше, чем  в состоянии бодрствования. Поэтому не продолжительность сна влияет на активность человека в дневное время, а то, каким образом происходила смена этих фаз – в какой последовательности, какой длительности. Был такой эксперимент: добровольцев разделяли на две группы (одной группе давали спать в фазу медленного сна, а другой – только в фазу быстрого сна). По энцефалограмме смотрели, когда человек переходил в определённую фазу. Если эта фаза исключалась для этой группы – его будили. Через некоторое время у тех, кого будили в фазу быстрого сна, стали появляться галлюцинации. Эксперимент пришлось прервать.

С одной стороны, в фазе быстрого сна мы чаще всего видим сны, с другой стороны – в эту фазу человек переживает реальные ситуации заново (свой опыт), и это переходит в долговременную память. Но есть ещё одна концепция: в момент сна человек фиксирует не только опыт. Мозг пытается, как компьютер, смоделировать будущее, чтобы подготовить организм и нервную систему к возможным повторениям событий. Мы работаем на опережение.

4. Сладкое помогает работать продуктивно, но вызывает зависимость.
Правда

Глюкоза – это легкоусваиваемый и хороший субстрат для возобновления энергии. Нейроны активно используют глюкозу как наиболее доступный субстрат, из которого ресинтезируется аденозинтрифосфат – универсальный источник энергии для биохимических процессов, протекающих в живых системах.

Глюкоза – очень лёгкое подкрепление. Поэтому зависимость существует и определяется разными механизмами. Когда мы говорим о процессе пищеварения, не стоит забывать, что информация от вкусовых рецепторов поступает в головной мозг. Чувствительность нервных клеток меняется: если эта информация наиболее важная, то и ожидание её возрастает. С другой стороны, у нас есть микрофлора – 2,5–3 кг микроорганизмов, которые выделяют биологически активные вещества. Они поступают в кровь и влияют на головной мозг, формируя потребность именно в тех веществах, которые им понравились и которые они хотят. Ещё неизвестно, кто управляет нашим организмом.

5.  Левое полушарие отвечает за рациональное мышление, а правое – за образное.
Ложь

Зародился этот миф в 1973 году, когда в приложении к New York Times появилась статья, посвящённая исследованиям будущего Нобелевского лауреата Роджера Сперри. «У каждого из нас доминирует либо левое полушарие, либо правое», – заявлял учёный. Далее отмечалось: судя по всему, правое полушарие мозга отвечает за творческие или артистические способности, а левое – за логику и аналитическое мышление; каждый человек больше склонен к одному или другому типу способностей. Единственное здравое зерно в этой выдумке – определённые отделы левого полушария мозга действительно изначально вовлечены в речевую деятельность и выполнение математических задач, расчётов, запоминание собственного распорядка дня. Но само утверждение, что люди делятся на «правополушарных», с более выраженными творческими способностями, и «левополушарных», склонных к логическому мышлению, не имеет оснований. Математики и программисты, как художники и поэты, в одинаковой степени задействуют мощь обоих полушарий.

Убедительнее всего миф о доминировании правого или левого полушария развенчало исследование учёных из университета Юты, опубликованное в 2013 году. Они изучили результаты МРТ мозга более тысячи людей от 7 до 29 лет, чтобы удостовериться, существует ли подтверждение этой теории. После серии исследований учёные заключили: «Полученные нами данные идут вразрез с описанием мозга в целом, предполагающим, что у одних индивидуумов сильнее развита нейронная сеть правого полушария, тогда как у других — нейронная сеть левого полушария».

6.  Для развития мозга необходимы логические игры (задействование всех органов чувств).
Правда

Не только логические игры. Нервные клетки между собой и между клетками нашего организма взаимодействуют, оказывают регуляцию за счёт особых образований – синапсов. Эти синапсы, с одной стороны, вроде как морфологическая структура. С другой, могут вновь образовываться и разрушаться. Это подвижные взаимодействия. Ситуация совершенно простая: если мы не используем какие-то группы нейронов, объединённые через синапсы, значит эти синапсы не так начинают работать. В коре головного мозга большинство нейронов – ассоциативные, они не строго специфичны. Они могут включаться в разную деятельность, поэтому они должны работать также, как и мышцы. Если мы не заставляем головной мозг работать, не заставляем нервные клетки взаимодействовать между собой, значит, они функционально что-то теряют, перестают эффективно взаимодействовать.

7. С возрастом когнитивные функции нарушаются, что осложняет мышление и процесс обучения.
Ложь

Правильнее будет сказать: с возрастом когнитивные функции меняются. Если исключить заболевания, то возрастные когнитивные функции человека определяются его деятельностью.

8. Человек может воспринимать информацию через разные каналы, поэтому есть разделение на визуалов, аудиалов, кинестетиков.
Ложь

Мы можем взять группу людей, провести исследование и выявить, что они чаще используют для обучения: одни чаще используют зрительную систему, другим нужно больше тактильных ощущений, третьим лучше учиться через слуховой анализатор. В процессе индивидуального развития человек может использовать и одно, и другое, и третье. Мы всё равно используем разные способы для познания мира. Просто у каждого человека в процессе его индивидуального развития формируются свои функциональные системы в зависимости от того, как человек чего-либо достигал, получал удовольствие. Поэтому людей можно таким образом делить, но это не является принципиальным подходом.

9.  В стрессовых ситуациях мозг лучше работает.
Индивидуально

Зависит от уровня стресса, реактивности организма на стрессовые раздражители. Возможны альтернативные варианты: от активации и эффективной работы организма до полнейшего ступора. Всё определяет та функциональная система деятельности человека в условиях стресса, которую он сформировал.

Рекомендации, что почитать / посмотреть о мозге:

  1. Ася Казанцева – «Мозг материален»
  2. Лоретта Бройнинг – «Гормоны счастья»
  3. 15 лекций на Постнауке
  4. Лекции Константина Анохина о мозге

Анна НОВОХАТСКАЯ

Просмотров: 43942

Галерея изображений