Новости

04.05.2017 13:44

Профессор ВГУ Мария Попова рассказала студентам о литературе постмодернизма

26 апреля в книжном магазине «Амиталь» в рамках культурно-просветительского проекта «Большой университет – большому городу» состоялась очередная публичная лекция. Профессор кафедры издательского дела филологического факультета ВГУ Мария Попова предложила свой взгляд на современную зарубежную литературу. Она выступила перед студентами ВГУ с лекцией на тему «Зарубежная литература 20 и 21 веков. Взгляд из России».

– Сразу отмечу, что хоть и заявленная тема кажется простой, она сложна, как и всякий разговор о литературе последних десятилетий. Дело в том, что до сих пор никто точно не установил, закончился ли двадцатый век. Кажется, это абсурд, но судите сами: девятнадцатый век продолжался значительно дольше, чем календарные сто лет. Календарная дата и сущностная характеристика эпохи не всегда совпадают, – начала свой рассказ Мария Константиновна. – Хоть сейчас мы и живем в 2017 году, до сих пор никто из исследователей не рискнет предположить, насколько сильно изменилась литература последних десятилетий. С моей точки зрения, любой разговор о литературе, будь то русская или зарубежная, неизбежно будет субъективным. В научной литературе и учебниках вы можете найти другие подходы, и эта разница не должна никого смущать.

Затем Мария Константиновна обратила внимание слушателей на такое понятие, как «постмодернизм», и дала ему свою трактовку:

– Постмодернизм сегодня – это модное слово. Наверное, при изучении всех предметов гуманитарного цикла вы это слово неоднократно слышали. Многие исследователи трактуют его по-своему. Я сделаю акцент на том, что считаю наиболее верным. Итак, постмодернизм – это особый тип мышления, который реализуется в различных культурных текстах. Под «культурными текстами» следует понимать все формы искусства: кино, литературу, живопись и так далее. При этом постмодернизм ставит под сомнение давно устоявшиеся ценности культуры: время, прогресс, человек и многое другое. Если говорить конкретно о литературе, то постмодернисты отвергают такие ключевые понятия, как «жанр», «сюжет», «идея», «традиционные характеристики героя» и так далее.

– Теперь о главном: как и почему возник постмодернизм? Остановлюсь лишь на одном из многих и разных факторов, который для себя обозначила так: смычка литературы и литературоведения. Не последнюю роль здесь сыграли наши отечественные литературоведы. Традиционно в нашей стране все те, кто занимается изучением зарубежной литературы, пишут свои научные труды на русском языке. Соответственно, большинство из этих, зачастую новаторских и передовых работ, так и «оседают» в отечественных библиотеках. Так случилось и со многими работами, созданными в 1920-1930-е гг., которые в нашей стране долгое время не издавались и/или не переиздавались. Некоторые из них в 1950-1960-е гг. были переведены на европейские языки и обрели там своих читателей, − рассказывает лектор. – Когда труды М.М. Бахтина, В.Я. Проппа, Б.М. Эйхенбаума и других попали за Запад, европейские ученые-литературоведы поняли, что литературное произведение имеет художественную структуру, которую можно разложить на составляющие ее элементы, своего рода «кирпичики», которые можно собрать по-другому и получить новое произведение. Эта идея оказалась очень плодотворной.

Мария Константиновна, подчеркнув, что это ее субъективное мнение, отметила, что тот роман, который послужил основой для подобного «разбирания» можно читать и перечитывать. К произведениям Диккенса, Теккерея, Стендаля и многих других крупных авторов можно и нужно возвращаться. А вот произведения эпохи постмодерна далеко не всегда вызывают повторный читательский интерес, хотя являются благодатным полем для литературоведческих исследований.

– Как бы хорошо ни было составлено такое произведение, это симулякр своего рода, копия без оригинала. Бальзак, Голсуорси и другие писатели прошлого, стремились описать и осмыслить реальную жизнь, а Фаулз в значительной мере опирается на хорошее знание викторианского романа. Сегодня вся массовая литература создается по «формулам», «кирпичикам», которые автор просто меняет местами, – отметила Мария Константиновна.

В конце лекции Мария Константиновна сделала ряд важных замечаний, касающихся современной литературы. Она кратко проанализировала произведения, получившие в последнее десятилетия престижные западные литературные премии. В литературе последних десятилетий все более серьезно начинают заявлять о себе писательницы, а также авторы со сложной этнико-культурной идентичностью, эмигранты или дети эмигрантов. Наконец, обозначилась тенденция серьезного возврата к традициям романа XIX века, с которым постмодернисты «играли».

Пресс-служба ВГУ  

Просмотров: 1777

Галерея изображений